Развитие экологического законодательства в России: советское время

Первые ростки экологического права в том понимании, которое есть у нас сегодня, появились в Российской тогда еще империи в начале XVIII века.

О развитии экологического законодательства в XVIII - XIX веках мы рассказывали в предыдущем материале.

В данной части мы проследим изменения, которые произошли в отношении к экологическим проблемам в течение XX века.

Россия встретила XX век кризисным состоянием окружающей среды. Значительно сокращались площади лесов, реки стали мелеть, сократилось биоразнообразие, наблюдались проблемы с плодородностью почв. Виновником этого оказался экономический подъем, который произошел во время правления Александра III и Николая II. Дело в том, что в это время увеличивались объемы влияния человека на природу (вырубка лесов, добыча полезных ископаемых, вылов рыбы, отлов животных), однако, применялись устаревшие методы, которые приносили значительный вред природе.

Экстенсивное земледелие (т.е. увеличение урожая за счет расширения посевных площадей), которое применялось в России с незапамятных времен, приводило к порче огромного количества земель - их впоследствии невозможно было использовать для сельского хозяйства. Та же проблема распространилась и на восточные регионы империи (Сибирь и Дальний Восток), освоение которых также проводилось настолько скорыми темпами, что природа оказалась не готова к такому влиянию.

Данные проблемы усугублялись и общим низким материальным положением и уровнем образования среди русского народа, которое также препятствовало выработке ответственного отношения к окружающей среде.

Видные ученые того времени замечали негативные изменения, которые происходили с природой страны. В 1912 году при Русском географическом обществе была создана Постоянная природоохранительная комиссия. Она была призвана «возбуждать интерес в широких слоях населения и у правительства к вопросам об охранении памятников природы России и осуществлять на деле сохранение в неприкосновенности отдельных участков или целых местностей важных в ботанико- и зоогеографическом, геологическом и вообще в физико-географическом отношениях, охранение отдельных видов растений животных и проч.»

Чуть позднее, при сотрудничестве ученых и руководства страны, были определены ряд решений, которые должны были приостановить стремительное ухудшение экологической обстановки:

  • улучшение системы регулирования природных территорий государством;
  • создание плана преобразований территории страны, учитывая отдельный подход к развитию каждого региона;
  • внедрение инноваций в сельское хозяйство и промышленное производство, чтобы сделать их менее разрушающими для окружающей природы;
  • создание системы специализированных институтов в Академии наук, занимающихся природоохранными вопросами;
  • повышение общей экологической грамотности населения.

Однако, воплощению в жизнь данных предложений помешали события Первой мировой войны и Революции 1917 года.

В первые годы советского государства большевиками был принят ряд законов, которые вводили регулирование сферы землепользования, лова рыбы и зверей, а также рационального использования природных ресурсов. Помимо этого, экономика перестала быть рыночной и людям стало невыгодно сдавать государству добытые природные ресурсы, поскольку это приносило очень малый доход.

На фоне общего уменьшения негативного воздействия населения, к концу 20-х годов начинается постепенное восстановление природного разнообразия – увеличение площади лесных угодий, расширение биоразнообразия.

Однако, природа на территории нашей страны недолго оставалась в нетронутом виде. Следующим этапом стала форсированная индустриализация, которая снова потребовала напряжения только начавших восстанавливаться ресурсов. Потребление полезных ископаемых стало практически бесконтрольным и диктовалось только нуждами производства. Также никто не контролировал допустимые объемы выбросов, которые производились с предприятий, количество которых росло лавинообразно. Деградация касалась и природных ландшафтов, поврежденных постоянно расширяющимся влиянием человека, и водных артерий.

Ярким следствием недальновидной политики по отношению к природе является всеобщий голод, который вспыхнул в конце 40-х годов в стране, дополнительно истощенной Великой отечественной войной. После данных событий был разработан «Сталинский план преобразования природы», предполагавший повышение плодородия засушливых областей и увеличения площадей лесопосадок. Однако, после смерти Сталина, данный план был свернут и работы, по сути, были остановлены на полпути.

С началом правления Хрущева был принят план по освоению целины (т.е. распашке новых земель для сельскохозяйственных нужд) – данный план был реализован для дальнейшего расширения плодородных земель и увеличения урожая. Однако, разработчики данного плана просчитались и результатом огромных усилий по введению в оборот новых территорий стала только пара «хлебных» лет. В дальнейшем возможности земель исчерпались и почти половина из них впоследствии превратились в полупустыню. В итоге, проблемы с дефицитом хлеба решил только импорт зерна из-за границы.

Окружающая среда в то время не рассматривалась как нечто целостное и это подтверждают законодательные акты, которые увидели свет в 1970-80-х годах:  Земельный кодекс РСФСР, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха", Кодекс РСФСР о недрах. Но это был уже огромный шаг вперед, поскольку, по сути, данные области законодательства не были регламентированы ранее.

В 1972 году Верховным советом СССР было установлено, что охрана природы и корректное использование природных ресурсов являются одной из важнейших задач.

Дальнейшим этапом экологического развития является формирование общественного движения в конце 80-х годов, когда вопросы охраны окружающей среды стало возможно обсуждать публично.  

Интересно? Мы можем присылать Вам на почту полезную информацию дважды в месяц.
Кроме этого, Вы бесплатно получите красивый и удобный календарь эколога на 2018 год!
Заполняя данную форму, Вы даете согласие на обработку персональных данных.